Власти Польши никак не могут определиться с тем, нашелся ли поезд, груженный нацистским золотом, или все это выдумка. О составе, якобы, найденном в одном из тоннелей между Вроцлавом и Валбжихом, говорили всерьез, утверждали, что вероятность обнаружить в нем драгоценности очень велика. Теперь риторика изменилась: все рассуждения снова на уровне слухов и недоказанных гипотез. Возможную находку называют спекуляцией. Но на всякий случай все-таки решили оцепить территорию, чтобы охотники за сокровищами, съехавшиеся чуть ли не со всего мира, не проявляли излишнего энтузиазма.

Как бы то ни было, если поезд действительно существует и действительно перевозил золото и бриллианты, появляются другие вопросы. Главный: а откуда, собственно, ехал состав? И тут возможны варианты. Если ценности вывезли из Советского Союза, то Россия, как его правопреемница, должна на них претендовать. В Варшаве, впрочем, призывают не форсировать события. Говорят, что для начала поезд надо проверить: на случай, если он заминирован, а уже после этого разбираться с его содержимым.

Кое-кто из польских чиновников и вовсе призывает ни в коем случае , даже если поезд ехал с советских земель. И все-таки какими могут быть законные основания для передачи содержимого поезда Москве?

Золота еще не видели, но делить начали. Власти Польши заявляют: сокровища с бронепоезда из Нижней Силезии пойдут в государственную казну.

Вот только данных немного — устные свидетельства и снимки с георадара, якобы на них даже можно различить платформы поезда с артиллерийскими орудиями. Ожидания завышены. СМИ уже называют состав " ", в вагонах которого спрятаны . Стоит ли удивляться, что территорию оцепили, а к поискам привлекли полицию и военных.

"Место, которое указали нашедшие, если там действительно находится поезд, совершенно точно расположено в административных границах города Валбжиха. На данный момент раскопки не начались, и сроки назвать трудно", — отмечает пресс-секретарь мэрии Валбжиха Аркадиуш Грудень.

Состав длиной 150 метров следовал предположительно из крепости Бреслау - ныне Вроцлав. Бреслау Красная армия окружила зимой 1945 года, и немцы, вероятно, решили спрятать награбленное. Но поезд пропал по пути в Валбжих примерно в между 61-м и 65-м километром железной дороги.

Неподалеку - древний замок Ксендз, его готовили под резиденцию Гитлера. В скалах прорыты сотни метров туннелей неясного назначения.

"Это часть огромного инженерного подземного сооружения "Ризэ" — некоторые туннели находятся под замком, еще шесть подземных объектов - в горах вокруг. Это должен быть подземный город, в котором все объекты соединены между собой. Но пути мы пока не нашли. Так что нас волнуют не сокровища, а документы и карты, которые могут быть в поезде. Эти документы дороже золота", — подчеркивает историк, экскурсовод замка "Ксендз" Анджей Гаик.

Скалистый грунт этих краев как нельзя лучше подходил для тайников. Польские историки говорят: Нижняя Силезия - настоящее "золотое дно", что-то непременно найдут, даже если не тонны гитлеровского золота.

"Немцы делили клады на части, слишком были хитрыми. На окраинах Валбжиха располагались германские оружейные заводы, на них работали принудительно поляки, русские, евреи. Среди польских работников были созданы подразделения разведки. Целый поезд спрятать бы не удалось, но мое мнение - какой-то клад там есть", — убежден историк, глава Польского комитета по расследованию преступлений нацистов Яцек Вильчур.

Сейчас главный претендент на клад - конечно, Польша. Но спор может стать международным. По итогам Потсдамской конференции, сокровища Третьего рейха разделили страны-победительницы - Франция, Британия, Советский Союз, США. Согласно польским сообщениям, Париж и Вашингтон - уже выразили интерес к находке.

Всемирный еврейский конгресс - утверждает, что там могут быть ценности погибших узников концлагерей - было бы справедливо их передать потомкам или хотя бы пустить на выплаты пострадавшим польским евреям. Британские телеканалы сообщили, что в том же поезде надо искать Янтарную комнату из Царского села, которая была утеряна в Кенигсберге. Российские эксперты считают, что шанс обрести янтарные панно ничтожно мал, однако русский след польского поезда еще, возможно, даст о себе знать.

"Это самый восточный регион Германии. Бреслау был крупным городом, перевалочным пунктом, когда ценности вывозились из Советского Союза и везлись вглубь Германии. Там могли осесть культурные ценности с территории Советского Союза", — предполагает историк, научный сотрудник Российского института стратегических исследований Константин Залесский.

Если речь идет о государственном наследии - будут восстанавливать историческую справедливость. У России есть все шансы отстоять свое — прецеденты были.

"Если решения Международной комиссии не будут устраивать одну из сторон, она имеет право обратиться в Международный арбитраж в Стокгольме. Последний опыт нахождения кладов - 70 тонн золота в Атлантике. Россия, как преемник Советского Союза, заявила требования и получила определенный процент возврата", — предполагает кандидат юридических наук, директор Института актуальной экономики Никита Исаев.

С частными владельцами процедура возврата — реституции - несколько проще. Заявить права могут потомки европейских аристократических фамилий. Их Польша обещает не обидеть. Но до того - пройдут годы - месяцы займут только раскопки поезда - заминированного, засыпанного землей после бомбардировок авиации. Обидно будет, если в бронированных вагонах найдут лишь склад оружия и сырья, и никаких нацистских богатств.

В Польше, возможно, нашёлся поезд с нацистским золотом и драгоценностями, который ещё в 1945 году пропал под Вроцлавом. О находке сообщили двое местных кладоискателей, которые теперь хотят получить десять процентов от стоимости клада. Их рассказом заинтересовались не только местные СМИ, но и юристы, и полицейские, ведь по легенде поезд перевозил до трёхсот тонн золота. И считался безвозвратно потерянным.

Самая волнующая тайна времен Второй мировой с новой силой увлекла умы кладоискателей. Золото Третьего рейха. Двое копателей утверждают, что нашли его неподалеку от польского города Валбжих. Сообщают о бронепоезде длиной в 150 метров, буквально набитом драгоценными слитками. Эта сенсационная новость заставила польских силовиков собраться на экстренное совещание. "Работают пожарные, полиция, военные. Вокруг этого дела многое не известно, как, например, и расположение находки. Но к информации мы отнеслись серьезно", — говорит официальный представитель районного управления Валбжиха Марика Токарска.

Кладоискатели предлагают властям сделку: 10 процентов от найденного взамен на точное место расположения состава. Пока чиновники думают, в окрестности Валбжиха уже устремились другие предприимчивые поисковики.

По одной из версий, поезд спрятан где-то на пути во Вроцлав, неподалеку от замка Ксенж. Есть информация, что именно там, в одном из тоннелей, в ноябре 1944 года и скрылся состав из 12 вагонов. Кто бы ни пытался за эти 70 лет хотя бы приблизиться к находке, все заканчивалось безрезультатно. Большая часть подземелий в этих краях до сих пор не изучена.

"Мы находимся под землёй, в бункерах, которые вероятнее всего должны были быть бункерами для главного штаба немецкой армии во время Второй мировой войны, а наверху в замке Ксёнже должны были быть презентационные помещения Адольфа Гитлера", — рассказывает Анждей Гайк, историк Третьего Рейха.

Если так, то такой дорогостоящий груз, скорее всего, результат спешного бегства нацистов. Немцы торопились вывезти как можно больше богатств, причем тайно. Золото транспортировали под видом стройматериалов, в скрытых полостях автомобилей, из него отливали даже сковородки. Не удивительно, что документальных подтверждений этому найти теперь почти не возможно.

"Вокруг этих историй очень много легенд, но если мы говорим о "золотом поезде" Гитлера, никаких документальных подтверждений того, что он вообще существовал, найти не удается", — говорит историк Константин Залесский.

Если доказательств нет, может и не было всех этих "золотых" поездов, а парочка кладоискателей теперь просто блефует? Драгоценности Гитлера ищут по всей Европе уже десятилетия, в советское время это пыталось даже КГБ. Но найти удается в лучшем случае тайники с дорогим провиантом и то случайно, как это произошло, например, в Саксонии. Дорогие коньяк, сигареты и шампанское, а не золото, бриллианты и ценные бумаги, возможно, таким Гитлер видел оптимальный набор для черного дня.

В среду, 19 августа, мир облетела сенсация: поляк и немец , что обнаружили в Польше легендарный железнодорожный состав Третьего рейха, груженный золотом, драгоценностями и предметами искусства. Не исключено, что в его вагонах могут находиться и сокровища знаменитой «Янтарной комнаты» Царского Села. Пока разные претенденты богатства, само существование которых еще под вопросом, «Лента.ру» разбиралась, как железнодорожный состав попал в польское подземелье и что его теперь ждет.

Закат империи

Сентябрь 1943-го, четвертый год Второй мировой войны. Развязка пока не очевидна, но «тысячелетний рейх» уже сотрясается под могучими ударами союзнической коалиции. На восточном фронте Красная армия в ходе Курской битвы только что разгромила одну из сильнейших группировок вермахта.

Англо-американские войска в ходе операции «Хаски» взяли под контроль Сицилию, а верхушка итальянских фашистов свергла диктатора Бенито Муссолини, лишив фюрера важного союзника на юге Европы. Инициатива полностью переходит к антигитлеровской коалиции: американцы с британцами приступили к освобождению Италии, а советские войска начали операцию по ликвидации немецких войск на территории Левобережной Украины.

Проект «Гигант»

Учитывая сложившиеся обстоятельства и постоянные налеты союзнической авиации, руководство нацистской Германии принимает решение перенести стратегически важные промышленные объекты в более безопасные районы. Самые важные объекты - военные заводы - планировалось разместить в сложной сети подземных тоннелей. Личный архитектор Гитлера Альберт Шпеер, занимающий пост рейхсминистра вооружений и военного производства, ведет переговоры с организацией Тодта о возможных вариантах выполнения задания.

Военно-строительная организация, названная в честь ее создателя и предшественника Шпеера на посту рейхсминистра Фрица Тодта, занималась координацией действий различных немецких фирм для осуществления масштабных строительных проектов еще до войны. Под эффективным руководством Тодта на территории рейха было построено больше трех тысяч километров современных автомобильных дорог - автобанов. С началом боевых действий организация была привлечена для работ за пределами страны. К 1942 году в ней числилось уже почти полтора миллиона человек, по статусу они были приравнены к военнослужащим. Радикально изменился состав рабочей силы: один процент - негодные к военной службе немцы, полтора процента - узники концлагерей, все прочие были либо военнопленными, либо призванными на принудительную трудовую службу жителями захваченных территорий.

В результате переговоров для Силезии была создана отдельная организация, а проект по строительству сети тоннелей получил кодовое обозначение Riese (Гигант). Уже в ноябре для рабочих были готовы особые лагеря. В них разместили пленных и угнанных из СССР, Польши и Италии. Была поставлена задача прокопать тоннели под Совиными горами в Польше. Развернулись масштабные работы по вырубке лесов, прокладке дорог и созданию системы водоотвода. Горную породу сверлили и взрывали под руководством нанятых специалистов-горняков.

Дело продвигалось медленно из-за эпидемий и твердости состоящей из гнейса породы. В апреле 1944 года Гитлер, недовольный темпами строительства, передал его под прямое управление организации Тодта. Фюрер также приказал направить на объекты заключенных Освенцима - руководство лагеря выделило для этого около 13 тысяч евреев. Питание на стройке было скудным, нормы завышенными, а работы опасными, к тому же в лагерях случались эпидемии тифа.

К февралю 1945 года стало очевидно, что стройку закончить не удастся: советские войска наступали слишком быстро. Грандиозный проект был далек от завершения: успели прокопать лишь девять километров тоннелей. Общая площадь подземных помещений достигла 25 тысяч квадратных метров. В мае в район, где должен был разместиться «Гигант», вошла Красная армия.

Наследие «Гиганта»

19 августа 2015 года власти города Валбжих в Силезии получили сообщение от представителей двух кладоискателей о том, что недалеко от местной достопримечательности - замка Ксёнж - в замурованном тоннеле обнаружен железнодорожный состав. В нем предположительно находятся награбленные нацистами ценности, которые они хотели перевезти из Бреслау (ныне польского Вроцлава) в Берлин.

В годы Второй мировой власти Третьего рейха отобрали Ксёнж у его владельцев - семьи Хохберг - и сделали там штаб-квартиру Немецких имперских железных дорог. Позже замок был включен в состав грандиозного проекта: под ним выкопали два уровня тоннелей, внутри возвели новые лестничные пролеты и установили лифтовые шахты. После войны ходили легенды о таинственном поезде: местные жители рассказывали, что немцы, покидая Польшу, но надеясь вернуться, замуровали в подземном тоннеле состав с золотыми слитками.

Сперва польские власти отнеслись к заявлению кладоискателей со скепсисом, но изменили свое мнение, увидев снимки с георадара. И согласились с претензиями удачливых охотников за сокровищами на одну десятую всех найденных драгоценностей.

Заместитель министра культуры Польши Петр Жуховский поделился некоторыми подробностями. По его словам, о «золотом поезде» на смертном одре поведал поляк, помогавший его прятать. «Это невероятно. Состав длиной больше 100 метров, к тому же он бронирован. Мы не знаем, что внутри, но его бронирование говорит о том, что там необычный груз, - рассказал чиновник. - Скорее всего, в вагонах не только военное оборудование, но и драгоценности, предметы искусства и архивные документы, о существовании которых мы знали, но понятия не имели, где они могут находиться». Жуховский также отметил, что с вероятностью 99 процентов кладоискатели действительно нашли тот самый поезд, о котором говорится в местных легендах. Разве что вместо золотых слитков в бронированных вагонах могут оказаться награбленные личные вещи и предметы искусства, конфискованные из частных коллекций и музеев.

Узнав о находке, в Валбжих кинулись искатели приключений, жаждущие добраться до таинственного железнодорожного состава раньше остальных. Однако на подходах к тоннелю местные власти выставили наряды полиции: при эвакуации подземного комплекса все было заминировано, и срок действия многих взрывных устройств еще не истек.

Кладезь раздора

Хотя неясно, что именно находится внутри «золотого поезда Третьего рейха», его уже делят. Когда сообщили о том, что внутри состава скорее всего не золотые слитки, а личные вещи, официальная Варшава поспешила заверить, что все они будут возвращены законным владельцам или их наследникам - если таковых удастся установить. Остальное поступит в собственность государства.

О своих правах заявил и Всемирный еврейский конгресс. «Если какие-либо из этих предметов были украдены у евреев перед их убийством или отправкой в концлагеря, мы должны предпринять все необходимое, чтобы вернуть это собственникам или их наследникам», - заявил генеральный секретарь организации Роберт Зингер. Он подчеркнул, что отнятые у евреев ценности должны послужить благу польских евреев, которые «не получили должной компенсации за страдания и экономические потери во время холокоста».

Фото: Kornelia Glowacka-Wolf / Agencja Gazeta / Reuters

Со стороны России официальных требований о передаче какой-либо части найденного пока не поступило, однако в эфире радио Sputnik юрист Михаил Йоффе отметил: «Бесспорно, имущество должно быть описано и доступно странам-участницам антигитлеровской коалиции. И если это имущество вывезено с территории, в том числе Советского Союза, то данный груз по нормам международного права должен быть передан российской стороне». Он также сообщил о том, что кладоискатели не имеют права требовать вознаграждение в размере 10 процентов стоимости найденного - по его словам, у нацистов не было своего имущества, они везли награбленное, и потому нашедшим его ничего не полагается.

Но прежде чем поделить содержимое «Золотого поезда», нужно попасть в тоннель, вход в который был взорван нацистами при отступлении. На соответствующие раскопки, по словам археологов, может уйти несколько месяцев. Но и это не конец истории - директор замка Ксёнж по культурным вопросам Магдалена Вох (Magdalena Woch) в интервью The Telegraph заявила , что всего «золотых поездов» в районе замка было три, и в каком именно спрятана основная часть награбленных нацистами сокровищ, остается загадкой.

Повышенное внимание чуть ли не всей Европы приковано к раскопкам в Польше. Легендарный «золотой поезд» нацистов - тот самый эшелон, который якобы вывозил в Германию награбленные нацистами сокровища, вот-вот может быть найден. По крайне мере, шансы на это, полагают исследователи, велики, как никогда.

Чем глубже зарывается ковш, тем больше нетерпение окружающих. Возможно, еще чуть-чуть и будет разгадана одна из главных тайн ХХ века. Не исключено что, именно здесь погребен так называемый «золотой поезд» Третьего рейха.

«Должен признать, результаты исследований, проведенных с помощью гео-радаров, многообещающи. Их проводили шесть независимых фирм с помощью восьми разных приборов. Так что это не может быть совпадение. Все оборудование показывает, что туннель в месте поисков действительно существует», - говорит представитель группы поисковиков Анджей Гайк.

Главный вопрос сейчас - есть ли в этом тоннеле эшелон, в вагонах которого может быть несметное количество драгоценностей, предметы искусства и даже, по некоторым догадкам, Янтарная комната из Царского села. Согласно легенде, «поезд-призрак» зимой 1945 года вышел из Бреслау (нынешний Вроцлав), унося с собой награбленные нацистами на оккупированных территориях ценности. А дальше - как сквозь землю провалился. По мнению кладоискателей, в прямом смысле. Они уверены: мифические сокровища, стоимость которых оценивают в миллиарды евро - прямо здесь, под ногами, в одном из лабиринтов замка Кщенж, под которым якобы был построен целый подземный город, один из секретных бункеров Гитлера.

«Я бы никогда в это не ввязался, если бы не был уверен в успехе», - говорит участник экспедиции Петр Копер.

Поиски начались в прошлом году с заявления двоих искателей-энтузиастов о том, что они знают, где находится эшелон. Этого хватило, чтобы в Польшу со всего света слетелись сотни кладоискателей, чтобы рыть землю, причем, с риском для жизни. По одной из версий, нацисты заминировали подходы к составу. Власти отреагировали быстро - место оцепили, стянули военных, саперов и заявили, что все найденное в случае удачи перейдет в собственность государства, после чего о кладе на год как будто забыли. И лишь накануне мир облетела новость - раскопки начались, поисковики - в считанных днях от разгадки тайны.

«Думаю, в течение недели или даже пяти дней мы поймем, есть здесь что-то или нет», - говорит Анджей Гайк.

Но даже если нет, это, скорее всего, лишь подогреет интерес к мифическому поезду. Ведь мест, где он может находиться, останется меньше, а значит - шансов найти, если он все-таки существует, больше. А власти Валбжиха по-прежнему будут обеспечены потоком людей, желающих посмотреть на места, окутанные флером тайны. Скептики давно говорят о том, что власти польского городка сами раздули эту историю, чтобы привлечь побольше туристов.

МОСКВА, 9 мар - РИА Новости. В Германии обнародовали дневник немецкого офицера Эгона Олленхауэра, в котором говорится, где в Польше спрятаны сокровища Третьего рейха. Об этом сообщает британский таблоид Daily Mail .

Как следует из дневника, нацисты по приказу Гитлера спрятали в 11 местах на территории Польши 260 грузовиков с сокровищами. Утверждается, что Третий рейх пошел на это, чтобы советские войска не смогли найти эти ценности.

В частности, говорится в дневнике, в один из тайников положили на хранение около 28 тонн золота, в других спрятаны золотые монеты, медали, ювелирные украшения и прочие ценности. Еще в одном хранилище спрятано 47 произведений искусства, похищенных из Франции. В их числе работы таких именитых мастеров, как Боттичелли, Рубенс, Караваджо и Моне.

Сейчас дневник принадлежит фонду Schlesische Brücke. Его представитель Роман Фурманьяк рассказал, что записи хранились в масонской ложе в городе Кведлинбург в Германии. По его словам, их передали фонду только несколько лет назад.

"Мы публикуем информацию о дневнике сейчас, так как хотели дождаться момента, когда в живых не будет людей, которые, возможно, связаны с этими событиями, особенно служащих "Ваффен-СС". Такое условие поставила ложа", - цитирует таблоид Фурманьяка.

По его словам, подлинность дневника подтвердили эксперты из пяти немецких научных институтов, в том числе специалисты с факультета истории искусств Геттингенского университета имени Георга-Августа.

Фурманьяк также отметил, что сейчас фонд исследует места, перечисленные в дневнике, чтобы убедиться, что тайники сохранились. Он рассказал, что одно из хранилищ находится на дне пруда, другое расположено в секретной комнате во дворце, а еще одно - в глубоком колодце.

По словам историка Джоанны Лампарски, дневник представляет большой интерес, так как в нем много подробностей того, что происходило в конце войны в Силезии. Однако она сомневается, что с помощью записей удастся обнаружить сокровища.

"Если бы эти люди действительно знали, где находится сокровище, они бы не действовали таким образом", - подчеркнула Лампарска.

Она отметила, что исследователям предстоит проделать много работы, чтобы изучить места, указанные в дневнике.

Поиски "золотого поезда"

СМИ уже не раз писали о "золоте рейха", якобы спрятанном в Польше. Так, в 2016 году польские поисковики в течение нескольких месяцев искали так называемый "золотой поезд".

Речь идет о бронепоезде длиной около 150 метров, перевозившем драгоценные металлы, в том числе, как предполагается, и золото. В конце Второй мировой войны поезд выехал из немецкой крепости Бреслау (ныне - польский город Вроцлав) в Валбжих, а затем таинственно исчез.

Ученые и кладоискатели не раз высказывали предположения, что поезд могли укрыть от советской авиации в одном из туннелей, своды которого обрушились при бомбардировке. По версии гражданского сообщества XYZ, занимающегося поиском состава, он спрятан в районе 65-го километра железной дороги Вроцлав - Валбжих.

Однако раскопки на месте предполагаемого нахождения поезда успехом не увенчались.

Впрочем, поисковики не отказались от этой идеи. По их словам, после того как о поисках стали писать СМИ, к ним начали обращаться многочисленные свидетели, в том числе эмигрировавшие из Польши, или их потомки, которые рассказали, что в районе поисков располагался подземный промышленный комплекс нацистов. Год спустя, летом 2017-го, поиски возобновились, но результата так и не дали.

Находки под водой

Иногда поиски нацистского золота все же завершаются успехом. Так, летом 2017 года подводники британской компании Advanced Marine Services нашли ящик с золотом на затонувшем немецком грузовом судне SS Minden.

В сентябре 1939 года это судно вышло из Бразилии в Германию. Сообщалось, что на нем было четыре тонны золота - как предполагается, из южноамериканских банков. У берегов Исландии судно заметил британский флот, и по приказу Гитлера SS Minden затопили примерно в 190 километрах от побережья.